Заказные ИнформСистемы
ПТК «Радей»
искать на сайтах ЗИС
Элементы топологии

Одно из ключевых понятий ПТК «Радей»  — функциональная топология  — описывает всю совокупность функций информационной системы, распределенную по группам на основании близости технологических процессов и экономической целесообразности.

Такие группы функций называются «функциональные топологические элементы», а также «элементы топологии» или «топологические элементы». В ПТК «Радей» предусмотрено семь базовых топологических элементов, включая Технический центр.

Каждый из топологических элементов выполняет строго определенный набор функций: кассовые пункты предназначены для приема платежей у населения, абонентские пункты — для приема граждан и ведения базы данных лицевых счетов, расчетные пункты осуществляют массовые начисления и печать квитанций, статистический пункт обрабатывает и предоставляет отчетную информацию для организаций-участников системы.

Кассовый пункт (КП)

Кассовый пункт предназначен для сбора и первичной обработки платежей. Кассовые пункты предусмотрены трех типов (по уровню оснащения и автоматизации):

  • неавтоматизированные кассовые пункты, где прием платежей осуществляется только с помощью кассовых машин,
  • автоматизированные кассовые пункты, снабженные компьютерами и связанными с компьютером фискальными регистраторами. Этот вид КП не имеет постоянной связи с системой и взаимодействует с ПТК «Радей» в режиме информационной инкассации или периодических сеансов модемной связи,
  • полнофункциональные кассовые пункты, подключенные к серверам расчетных пунктов в режиме реального времени.

Диспетчерский пункт (ДП)

На Диспетчерский пункт приходят электронные реестры и бандероли с бумажными извещениями из кассовых пунктов РКЦ и от сторонних сборщиков платежей. Данные извещений, поступившие в бумажном виде, переводятся в электронную форму. Для этой цели на площадке ДП располагается кассовый пункт, с возможностью ввода реестров от имени любого стороннего пункта сбора платежей. Электронные реестры загружаются в базу данных платежной подсистемы, которая хранится на диспетчерском пункте.

Унифицированным образом загруженные платежи сортируются между отделениями РКЦ и отделениями сторонних расчетных компаний. В конце каждого дня, ДП формирует сводные платежные поручения для перевода средств в отделения. Для сторонних расчетных компаний подготавливаются электронные реестры, расшифровывающие сделанное зачисление в пользу расчетной компании.

Абонентский пункт (АП)

Абонентский пункт (т.н. фронт-офис системы) предназначен для регистрации данных о плательщиках и потребителях услуг  — то есть для учета движений по лицевым счетам (ЛС), а также для фиксации сделок (параметров сделок) плательщика с поставщиками услуг. АП отличаются от КП тем, что они работают с информацией, которая хранится на РП, т.е. на расчетных серверах, и у них есть постоянная связь с расчетными пунктами в режиме реального времени. Административно (т.е. без существенных отличий в функциональных возможностях) выделяются также районные абонентские пункты(РАП).

Расчетный пункт (РП)

Расчетный пункт  — это центральный элемент системы. РП содержит базу данных расчетной подсистемы. РП осуществляет начисления, предоставляет информацию для АП, статистического пункта (СП) и полнофункциональных КП. РП может обслуживать одновременно несколько или даже все абонентские пункты города, если позволяют серверные мощности. На РП также производится массовая печать счетов на оплату для последующей рассылки плательщикам. РП агрегирует информацию о платежах, поступающую из ДП, и использует ее в дальнейших расчетах. РП могут размещаться распределенно или централизованно в зависимости от выбранного заказчиком варианта топологии.

Статистический пункт (СП)

Статистический пункт (СП) представляет собой отдельный сервер для консолидации статистической отчетности, поступающей из расчетных пунктов системы. На весь город нужен один СП. Статистический пункт предъявляет меньшие требования к оборудованию, чем РП. СП содержит базу данных статистической подсистемы.

Выносной пункт (ВП)

Выносной пункт (ВП)  — это автоматизированное рабочее место, расположенное в городской Администрации или у поставщика услуги. ВП позволяет данным участникам системы получать отчетную информацию из статистического пункта (СП) и оперативную информацию из диспетчерского пункта (ДП). Вопрос об установке и настройке ВП решается с каждым поставщиком в индивидуальном порядке на основании гражданско-правовых договоров, в зависимости от желания поставщика и технической возможности для оборудования подобного пункта.

Технический центр (ТЦ)

Технический центр осуществляет комплексную техническую поддержку и сопровождение работы системы. Как топологический элемент системы ТЦ не имеет территориальной привязки и поэтому не изображен на Схеме топологии. Он поддерживает бесперебойную и слаженную работу всех остальных топологических элементов.

версия для печати2004-01-22